Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы является экспертиза ДТП, которую граждане по разному называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным названием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более семи лет тому назад, основная масса следователей, судей, адвокатов, юристов все также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не определяя конкретного вида экспертного исследования.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в практике зачастую появляются ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются специальные познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

И тогда возникает неприглядная ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего сроки дела затягиваются из-за грамотности участников судебного процесса.

Задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

 

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние дорожного покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения автомобиля и других участников по покрытию автодороги;

Установление факторов, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неправильное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неверная разметка дороги и иные отрицательные особенности обстановки.

 

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять все имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в ситуациях, где важным обстоятельством ДТП выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.